Пермь, ул. Советская, 76
тел: (342) 231-80-81
e-mail: help@system59.ru

Электронная подпись

Закупки


Новости

11.03.2018

Игорь Артемьев: «Строительство – лидер по картельным сговорам на торгах»

Признаки сговоров на торгах в 2017 году выявлены при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме.

Картель был и остается губительным для экономики явлением. Ежегодно людская жадность заставляет создавать все новые и новые соглашения, дискриминируя других участников рынка. О количестве таких сговоров, нанесенном ущербе и о том, досталась ли «пальмовая ветвь» строительной отрасли, – в нашем интервью с руководителем Федеральной антимонопольной службы России Игорем Артемьевым.

- Игорь Юрьевич, насколько картельные сговоры, в том числе в строительстве, опасны для экономики России, и какой ущерб этими действиями был нанесен в 2017 году? Сколько выявлено картельных сговоров и в каких отраслях?

- Ежегодно в Российской Федерации выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2017 году было возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 дел о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 году – тогда было 334 дела. При этом более 85% дел по картелям – сговоры на торгах – это 310 дел, что почти на 3% больше, чем в 2016 году – тогда было возбуждено 300 дел.

Данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок.

Картели с целью поддержания цен на торгах изменились качественно. Если до 2014 года в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов, и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 – 2017 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей.

Антиконкурентные соглашения, в том числе картели – выявляются практически во всех секторах российской экономики, но все же «лидерство» по картелизации уже второй год подряд удерживает сфера строительства.

Принимая во внимание эти данные, решением Коллегии ФАС России перед ФАС России поставлена задача по декартелизации сферы строительства, в том числе дорожного, содержания и ремонта дорог.

Более того, 21 декабря 2017 года Указом Президента РФ утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы. Среди прочих мер, направленных на противодействие картелям, отдельным пунктом этого документа предусмотрена работа по декартелизации сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Безусловно, работа по данному направлению будет продолжена и усилена, но вместе с тем, ФАС России уже имеет большое портфолио по выявлению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений сфере строительства.

- Сколько картелей выявлено в строительстве, и какие меры приняты?

- Статистика по делам об антиконкурентных соглашениях в сфере строительства за 2016 - 2017 годы выглядит следующим образом. Подобные соглашения в прошлом году выявлены на территории 54 регионов, в 2016 году – в 50 регионах. Признаки сговоров на торгах в 2017 году выявлены при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме, в 2016 году – при 140.

Сумма общих начальных максимальных цен контрактов за прошлый год – более 38,6 млрд рублей, в 2016 году – 6,8 млрд рублей.

Всего в прошлом году ФАС России возбудила 146 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог.

- Расскажите о конкретных примерах таких сговоров.

- Я не раз отмечал, что наши расследования не только выявляют и позволяют наказывать нарушителей, но и становятся сигналами к изменению отраслевого законодательства. Так, дело 2015 года, возбужденное в отношении Минстроя России и еще ряда федеральных органов исполнительной власти и компаний, дало толчок к реформированию ценообразования в стройке.

В 2016 году ФАС России вынесла решение в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» - это организация, аффилированная с ФАУ «ФЦЦС», которые заключили антиконкурентное соглашение с целью ограничения конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Несмотря на возможность проведения конкурентной процедуры ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», реализуя антиконкурентное соглашение, внес изменения в Положение о закупках, позволившие заключить договор с единственным поставщиком – ООО «Госнорматив», что повлекло выплату 320 миллионов рублей поставщику.

ФАС России установила, что работы по расчету этих индексов могли выполнить иные хозяйствующие субъекты по более низкой цене. Результатом этого соглашения стало не только ограничение конкуренции, но и существенное удорожание строительства космодрома, создание предпосылок для многочисленных хищений и злоупотребления при строительстве космодрома.

Есть у нас кейсы и в сфере строительства, ремонта и обслуживания дорог. В 2011 – 2014 годах Управлением автомобильной магистрали М-54 «Енисей» проводились торги и аукционы для заключения государственных контрактов по содержанию автомобильной дороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией.

ФАС России установила, что в этот период 6 аукционов на сумму более 1,8 млрд рублей завершились без какого-либо соперничества между их участниками. Снижение начальной максимальной цены контракта составило всего лишь 0,5%.

При этом по результатам проведенного анализа закупок в тех аукционах, заявки на участие в которых были поданы хозяйствующими субъектами, не являющимися участниками соглашения, наблюдалась конкуренция, в результате которой снижение начальной максимальной цены составило от 20 до 44%. При этом, государственные контракты были заключены и исполнены победителями.

Таким образом, перерасход бюджетных средств от деятельности картеля в этом случае достигает 700 млн рублей.

В январе этого года мы возбудили дело по признакам нарушения пункта Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

В совокупности признаки картеля между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» усматриваются по результатам проведения 6 конкурсов с ограниченным участием по реконструкции аэропортов Шереметьево, «Новый» в Хабаровске и Волгограда, модернизации аэропорта Южно-Сахалинска и реконструкции покрытий взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в международном аэропорту Воронежа. Начальная максимальная сумма контракта составляла 24,66 млрд рублей.

По нашим данным, конкурсы проходили по заранее оговоренному сценарию с участием всего этих двух компаний с незначительным снижением цены контракта. Также зафиксированы переводы денежных средств между участниками торгов в размере сумм обеспечения заявок и неоднократное направление конкурсных заявок друг другу в электронном виде до момента окончания подачи заявок.

В настоящее время дело о нарушении антимонопольного законодательства находится в стадии рассмотрения.

Таким образом, можно резюмировать, что работа по декартелизации сферы дорожного строительства активно ведется ФАС России на протяжении последних лет, а в скором времени ФАС России будут возбуждены новые крупные дела по картелям в этой сфере.

Источник: http://ancb.ru/

 

Партнёры

   
          © 2010-2017, ООО «Система»
help@system59.ru